«Чем кумушек
считать трудиться,
Не лучше ль на себя,
кума, оборотиться?»
© И.А. Крылов
На протяжении всего 2013 года российские автостраховщики жалуются на решения судов, политику регулятора и недобросовестных страхователей.
И VII ежегодный форум «Будущее страхового рынка России», прошедший 20 ноября в московском отеле The Ritz-Carlton, в этом отношении не стал исключением.
В сложившейся критической ситуации выступившие на конференции представители лидирующих страховых компаний обвинили государство (!!!)
Оказывается, «Государство воспринимает страховой рынок как поле боя» и «позиционирует» страховщиков «как злобных, плохо работающих и не выполняющих социальную функцию игроков рынка»
Такие упреки со стороны страховщиков в адрес органов власти и надзора прозвучали не впервые. Но, на этот раз критикующие участники страхового рынка получили достойный ответ от представителя страхового надзора Владимира Чистюхина.
Первый заместитель руководителя Службы Банка России по финансовым рынкам начал свое выступление так:
«Признаюсь честно, очень не люблю реваншистов — тех, кто обязательно на удар отвечает ударом. Но есть ситуации, когда по-другому нельзя. Так вот, эта ситуация наступила. Я надеялся, что здесь будет серьезная дискуссия, но пока я слышал только какие-то популистские высказывания.»
«К сожалению, я не услышал ни одного слова о том, что же должны сделать сами страховые компании, чтобы улучшить ситуацию. Я услышал: плохие суды, плохое государство, плохие потребители. В общем, огромное количество тех, кто окружил ангелов, спустившихся с небес, и практически забрасывает их грязью, — иронично продолжил представитель ЦБ, — Что-то не вижу у вас сзади крылышек»
«В выступлениях представителей страхового сообщества вижу лишь желание дистанцироваться от регулятора и ответственности за происходящее на рынке, — заметил г-н Чистюхин.— Я уверен, что отрасль попала в эту тяжелую ситуацию не только во вине государства и клиентов, как считаете вы, но и потому, что вы в огромном количестве нарушали права застрахованных лиц. И продолжаете нарушать.»
По мнению представителя ЦБ, курирующего страховой рынок, отрасль «выстраивает схему работы таким образом, чтобы собрать побольше и платить поменьше», а также «кормит прорву посредников».
Г-н Чистюхин отметил, что видит будущее отрасли в электронной коммерции, которая «уберет с рынка посредников».
Владимир Чистюхин напомнил присутствующим о страховых возмещениях, не выплачиваемых некоторыми представителями отрасли и непрозрачных условиях страховых договоров. И совершенно справедливо заметил, что прежде чем критиковать, необходимо навести порядок в собственных компаниях, не дожидаясь ужесточения правил игры со стороны надзора.
«В первую очередь, нужно обратить внимание на самих себя, нужно решить вопрос со своей собственной капитализацией, со своими собственными активами, даже без какого-либо будущего внедрения продвинутых подходов» — сказал Чистюхин.
Представитель ЦБ сообщил участникам форума, что в самое ближайшее время будет проведена проверка качества активов страховщиков, так как регулятор считает это одной из приоритетных задач.
Помимо надзора, представители страховых компаний также недовольны решениями судов, априори становящихся на сторону страхователя.
«Отрасль беззащитна перед судебной угрозой», «Такое ощущение, что брошен клич «бейте страховщиков!» — высказывания, прозвучавшие на форуме о судебной практике, сложившейся после распространения действия закона «О защите прав потребителей» на страховые услуги.
По мнению первого зам. руководителя cлужбы Банка России , недоверие страхователей и подобная судебная практика — также результат действий самих страховщиков.
По словам В.Чистюхина, ЦБ уже подготовлены поправки о досудебном порядке решения споров в рамках моторного страхования (ОСАГО и каско).
В настоящее время мегарегулятор больше обеспокоен не проблемами страховых компаний в судах, а качеством предоставляемых ими услуг. Поэтому в ЦБ принято решение о создании департамента защиты прав потребителей.