СТРАХОВАТЕЛЬ — ПОТРЕБИТЕЛЬ!
КЛИЕНТЫ СТРАХОВЩИКОВ, ЗАДЕРЖИВАЮЩИХ ВЫПЛАТЫ, ВПРАВЕ ПОТРЕБОВАТЬ НЕУСТОЙКУ
Привычку некоторых недобросовестных страховщиков «экономить» на выплатах клиентам перевели в разряд «дорогих удовольствий».
Постановление Пленума Верховного суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», распространившее на клиентов страховых компаний общие нормы закона «О защите прав потребителей», до сих пор в страховании не применявшиеся, было утверждено 28 июня этого года.
Причины, побудившие Верховный суд к принятию подобных «политических» решений, излишне подробно описывать.
Необходимость «заставить» страховщиков быть более клиентоориентированными спровоцировали некоторые страховые компании, не желающие добровольно вести бизнес «цивилизованно» и в соответствии с законом.
В стране, где страхование итак не является популярным видом услуг, сложившаяся практика задержки выплат страховыми компаниями вызывает бурю «народного негодования».
Принятие Постановления потребует от страховщиков максимально скорректировать поведение в отношении страхователей. Страховым компаниям теперь придется внимательнее относиться к своим клиентам, обратившимся за выплатой.
Сейчас, к сожалению, у многих российских страховщиков весь «мягкий и неназойливый» сервис заканчивается сразу же после заключения договора страхования.
По предварительным оценкам экспертов, меры, предусмотренные постановлением, при неправомерном отказе в выплате или ее задержке могут в 1,5–3 раза увеличить расходы страховщика.
Судья Верховного суда Виктор Момотов, выступавший с докладом на Пленуме Верховного суда, особо подчеркнул, что возможность взыскания 50% штрафа именно в пользу потребителя, а не госбюджета, будет стимулировать клиентов активнее защищать свои права.
На основании Постановления Пленума Верховного суда РФ страхователи – физические лица могут:
1. Подавать иски к страховщикам в суд по своему месту жительства.
Пункт о подсудности только по месту регистрации страховой компании, ранее включавшийся некоторыми «изворотливыми» страховщиками в правила или договор страхования, теперь работать не будет. Пожалуй, Люберецкий районный суд в Московской области, заваленный исками клиентов ООО Росгосстрах по юридическому адресу регистрации этого общества, теперь может вздохнуть с облегчением.
2. Клиенты страховых компаний освобождены от уплаты госпошлины при обращении в суд. Возможность обращения физлица в спорной ситуации в суд, не неся финансовых затрат, безусловно, увеличит количество подобных обращений и станет одним из методов воздействия на страховщиков.
3. Теперь страхователь вправе потребовать со страховщика возмещение морального вреда. Хотя по этому пункту «терзают смутные сомнения». Доказательство нанесения морального вреда в РФ весьма проблематичная процедура, тем более при финансовых спорах.
4. В видах страхования, для которых размер неустойки за просрочку не определен специальным законом (в частности, в автокаско), за просрочку с выплатой клиент сможет получить большую неустойку (3% от суммы выплаты за каждый день просрочки).
Помимо этого, Постановление дает право общественным организациям и страховому надзору выступать с исками в пользу неограниченного круга лиц и требовать признания отдельных положений правил страхования ущемляющими права потребителей.
Страховщики фиксируют всплеск количества судебных исков за три месяца, с момента принятия Постановление Пленума Верховного суда РФ. При этом, основная часть этих исков касается задержки выплат по ОСАГО.
Размещено в рубриках: ГЛАВНАЯ, ТА ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНА
Сентябрь 26th, 2012 at 18:39
Просто отлично.