СТРАХОВАТЕЛЬ — ПОТРЕБИТЕЛЬ!

Rasprostranenie_Zakona_o_potrebitelyah_na_strahovanieКЛИЕНТЫ СТРАХОВЩИКОВ, ЗАДЕРЖИВАЮЩИХ ВЫПЛАТЫ, ВПРАВЕ ПОТРЕБОВАТЬ НЕУСТОЙКУ

Привычку некоторых недобросовестных страховщиков «экономить» на выплатах клиентам перевели в разряд «дорогих удовольствий».

Постановление Пленума Верховного суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», распространившее на клиентов страховых компаний общие нормы закона «О защите прав потребителей», до сих пор в страховании не применявшиеся, было утверждено 28 июня этого года. 

Причины, побудившие Верховный суд к  принятию подобных «политических» решений, излишне подробно описывать. 

Необходимость «заставить» страховщиков быть более клиентоориентированными спровоцировали некоторые страховые компании, не желающие добровольно вести бизнес «цивилизованно» и в соответствии с  законом.

В стране, где страхование итак не является популярным видом услуг,  сложившаяся практика  задержки выплат страховыми компаниями  вызывает бурю «народного негодования».

Принятие Постановления потребует от страховщиков максимально скорректировать поведение в отношении страхователей. Страховым компаниям теперь придется внимательнее относиться к своим клиентам, обратившимся за выплатой.

 Сейчас, к сожалению, у многих российских страховщиков весь «мягкий и неназойливый» сервис заканчивается сразу же после заключения договора страхования. 

По предварительным оценкам экспертов, меры, предусмотренные постановлением, при неправомерном отказе в выплате или ее задержке могут в 1,5–3 раза увеличить расходы страховщика.

Судья Верховного суда Виктор Момотов, выступавший с докладом на Пленуме Верховного суда, особо подчеркнул, что возможность взыскания 50% штрафа именно в пользу потребителя, а не госбюджета, будет стимулировать клиентов активнее защищать свои права.

На основании Постановления Пленума Верховного суда РФ страхователи – физические лица могут:

1. Подавать иски к страховщикам в суд по своему месту жительства.

Пункт о подсудности только по месту регистрации страховой компании, ранее включавшийся некоторыми «изворотливыми» страховщиками в правила или договор страхования, теперь работать не будет. Пожалуй, Люберецкий районный суд в Московской области, заваленный исками клиентов ООО Росгосстрах по юридическому адресу регистрации этого общества, теперь может вздохнуть с облегчением.

2. Клиенты страховых компаний освобождены от уплаты госпошлины при обращении в суд. Возможность обращения физлица в спорной ситуации в суд, не неся финансовых затрат, безусловно, увеличит количество подобных обращений и станет одним из методов воздействия на страховщиков.

3. Теперь страхователь вправе потребовать со страховщика возмещение морального вреда. Хотя по этому пункту «терзают смутные сомнения».  Доказательство нанесения морального вреда в РФ весьма проблематичная процедура, тем более при финансовых спорах.

4. В видах страхования, для которых размер неустойки за просрочку не определен специальным законом (в частности, в автокаско), за просрочку с выплатой клиент сможет получить большую неустойку (3% от суммы выплаты за каждый день просрочки).

Помимо этого, Постановление дает право общественным организациям и страховому надзору выступать с исками в пользу неограниченного круга лиц и требовать признания отдельных положений правил страхования ущемляющими права потребителей.

Страховщики фиксируют всплеск количества судебных исков  за три месяца, с момента принятия Постановление Пленума Верховного суда РФ. При этом,  основная часть этих исков касается задержки выплат по ОСАГО.

4 Responses to “СТРАХОВАТЕЛЬ — ПОТРЕБИТЕЛЬ!”

  1. Просто отлично.

  2. Your way of describing all can easily understand It’s really nice. Thank you very much.

  3. Such comments receive nice. Thank you very much for visiting the site and high appreciation of my work :)

  4. Здорово! Страховые офисы Росгосстраха вообще обнаглели, у нас в городе вытеснили все другие страховые компании — хочешь или нет, а иди страховать только к ним!

Оставить комментарий