Среди большинства россиян, если речь не идет об обязательных видах страхования, весьма распространенным является мнение: «А зачем мне страховаться? Только лишняя трата денег…» Даже в кругу моих близких знакомых бытует скептическое отношение к рынку страховых услуг.
В этой статье я не буду убеждать Вас в необходимости страхования, а попытаюсь разобраться, почему у многих граждан нашей страны возникают сомнения, которых лишены жители большинства других государств.
Безусловно, есть объективные предпосылки для сформировавшегося негативного отношения к добровольным видам страхования в нашей стране.
Перечислю только некоторые из них:
-
долгие годы монополизм одной компании ограничивал предложения на российском страховом рынке по излюбленному принципу времен дефицита «Бери, что дают» и это не стимулировало рост страховой культуры в стране
-
потеря оплаченной страховой защиты для многих граждан Советского Союза при его развале (одной из причин было то, что деньги страхователей в государственной компании «Госстрах» не были защищены перестрахованием), основательно подорвало доверие россиян к добровольным видам страхования
-
длительный период финансовых катаклизмов и нестабильности в стране, последовавший за развалом предыдущей государственности, задерживал формирование «среднего класса», представители которого в основном и являются потребителями страховых услуг.
Все это отнюдь не способствовало популяризации страхования в нашей стране. В настоящее время положение на страховом рынке России кардинально изменилось, существует большой выбор страховых продуктов от разных компаний.
К сожалению, для большинства наших соотечественников знания о страховании до сих пор ограничиваются одним словом «Росгосстрах» и ассоциируется это слово не с чувством защищенности при неблагоприятном стечении обстоятельств, а с чувством потери.
Но если раньше правовая и финансовая неграмотность наших граждан была не их виной, а их бедой, сейчас, с распространением Интернета, нежелание получить информацию, помогающую в выборе правильных решений, является, скорее, следствием «лености ума».
При добровольном страховании каждая страховая компания обычно формирует свой пакет предложений. Набор условий в таких пакетах клиент, как правило, может изменять, подобрав в результате оптимальный для себя вариант.
Нежелание клиента перед заключением договора «тратить время» на правильный подбор компании и внимательное ознакомление с условиями страхового продукта, действительно может привести его к потере денег или, в лучшем случае, «стоить кучи нервов». Особенно (нечего греха таить, бывает и такое), если приоритет для работающего с ним агента не интересы клиента, а размер собственного комиссионного вознаграждения.
Я не пытаюсь «обелить» страховые компании, но чаще всего причина возникающих сложностей в получении страховой выплаты — неосведомленность и неосмотрительность самого страхователя, а также желание «сэкономить» при покупке страхового полиса.
Наши соотечественники часто забывают русскую пословицу, гласящую: «Скупой платит дважды» и резюме пушкинской «Сказки о попе и работнике его Балде».
Стремление экономить — замечательное качество, присущее каждому рачительному хозяину, и я не призываю Вас от него отказываться. Но необходимо делать это правильно, чтобы в погоне за сиюминутной дешевизной не получить от жизни «щелчка по лбу» в виде потери суммы, большей, чем сэкономленная.
На мой взгляд, азы финансовой грамотности, осведомленность о правилах выбора страховой компании и заключения договора страхования, необходимы каждому. Ведь речь идет о Вашем личном финансовом благополучии, причем зачастую в довольно трудной жизненной ситуации.
В ближайшее время я планирую разместить на сайте подробные рекомендации по правильному выбору страховых компаний, а также, на какие пункты в условиях договора страхования необходимо обращать внимание в первую очередь, чтобы впоследствии избежать отказа в выплате со стороны страховой компании. Следите за обновлениями блога и: «Хорошего Вам страхования!!!»